Ни в какой другой инструментальной категории игра чешских и словацких джазовых музыкантов не развивалась в такой тесной связи, как в случае с пианистами. Почти все значимые фортепианные стили, зарегистрированные в истории джаза — примерно от Гарлемской школы двадцатых годов до современных экспериментальных – нашли выразительных интерпретаторов среди чехословацких джазменов.
Альбом «Джазовое фортепиано в Чехословакии» показывает, что это не было просто эклектичным принятием внешних признаков стилей заокеанских моделей. Творческий подход к импульсам ведущих американских современных джазовых пианистов привел к ряду богато дифференцированных концепций стиля, отмеченных кое-где характерными признаками славянской музыки. Этот альбом стал интересным музыкальным документом, удачно подтверждающим интернациональный, синтетический характер джаза.
В лице Рудольфа Рокла чехословацкая джазовая сцена нашла своего первого пианиста с классическим образованием. Уже в конце пятидесятых в составе авангардной группы «Студия 5» он был выпускником Музыкальной консерватории в Праге и обучался игре на фортепиано в Академии художеств. Интерес Рокла фиксируется на мейнстримной концепции Оскара Петерсона, которая дает ему возможность использовать исключительные технические особенности его правой руки, к которой он добавил в начале шестидесятых многочисленные элементы соул-джаза. Здесь он представлен более старой записью собственного номера Intoxication (во время записи этого альбома он был с группой, аккомпанирующей певцу Карелу Готту в Лас-Вегасе), которая достаточно точно отражает стиль Рокла: динамичная пластика прикосновения и, прежде всего, логическая тектоническая структура импровизированных припевов, переходящих в эффектный финал.
Молодой пианист Йозеф Блаха (из оркестра Густава Брома) представлен двумя композициями, которые по атмосфере напоминают музыку популярного Трио Рэмси Льюиса. Это особенно верно в отношении записи «Валерии» Милана Режабека, модифицированной джазовой трансформации рок-н-ролльной музыки. В том же духе Inter-Mezzo-Forte Блахи происходит от формального образцового блюза, увеличенного на четыре такта. В обоих номерах ему аккомпанирует, помимо Милана Режабека, еще одного участника Brom Orchestra, американский барабанщик.
Билл Мудс, связанный с комбо Джимми Рашинга.
Пианист оркестра Карела Краутгартнера Милан Ружичка (также выпускник Пражской консерватории) меньше всего зависит от стиля любого конкретного американского музыканта. Что характеризует его стиль, так это определенная свобода в гармонии, в мелодике он часто выходит из интонального круга, характерного для песенности чешской музыки, что очевидно в записи его собственной композиции Made In Tunisia. Он тоже принадлежит к мейнстримным пианистам.
Игра Людека Швабенского представляет собой своего рода переход от этой определенной и новой концепции стиля, которая начинается с произведений Эванса и чье влияние мы иногда обнаруживаем также в мелодике и, прежде всего, в гармонической структуре импровизации Швабенского.
С другой стороны, у Ладислава Герхардта (выпускника Кошицкой консерватории, а затем Братиславской академии, где он, кстати, изучал композицию у известного словацкого композитора профессора Яна Циккера) влияние Билла Эванса является одним из основных признаков его выражение. Это наиболее очевидно в номерах медленного и среднего темпа, богатых теми особыми полными аккордами Эванса (вместе они появляются в четвертом обращении и третьем обращении) и смелой полимодальной комбинации.
Его собственная композиция Ballad For Three имеет такое происхождение, а в знакомой игре Woody’n’You Герхардта напоминает о новой эпохе фортепианного стиля покойного Бада Пауэлла. Последним из этой группы, а также самым молодым музыкантом в альбоме является Ян Хаммер-младший (1948 г.р.).
Несмотря на свою молодость, он музыкант с большим международным опытом (неоднократно аккомпанировал известным джзазменам, как Рекс Стюарт или Тед Керсон) и с большими амбициями на будущее. Как и Герхардт, Хаммер тоже испытал влияние Билла Эванса; в последнее время он ориентируется на пианистов типа Пола Блея, Джаки Байярда, Херби Хэнкока и Дэнни Цейтлина.
Такой стиль ориентации очевиден из записи его собственного номера “Ответственность”. Тематически он вытекает из модальных источников, столь типичных для южно-моравского музыкального фольклора, импровизированные партии своей дикцией напоминают персонажа Бьярда, а его использование свободной импровизации – взрыв современного авангардного джаза.
Отзывы
Отзывов пока нет.